Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

The animals of Istanbul


Recommended Posts

1 минуту назад, resurection сказал:

Единственно кто этому удивляется это туристы ( китайцы на фоне )

для китайцев это бегающий обед)

------------------

а в целом всё правильно, так и должно быть.

собаки с кошками скорее всего стерилизованы, кастрированы и привиты.

-----------------------

за тему спс

кошки-трёхцветки - это  просто :heart1::heart1::heart1:

  • Like 1
  • Thanks 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Zaman. said:

для китайцев это бегающий обед)

------------------

а в целом всё правильно, так и должно быть.

собаки с кошками скорее всего стерилизованы, кастрированы и привиты.

-----------------------

за тему спс

кошки-трёхцветки - это  просто :heart1::heart1::heart1:

Я очень люблю трёхцветок , они тут просто гигантские и такие милашки -))

Link to comment
Share on other sites

Защита и подкормка бездомных животных это конечно хорошо,но ваше мнение кардинально изменится,если на вас прыгнет блоха с такого животного и обкусает все тело. В лучшем случае блоха ничем не будет заражена.

Edited by Заказы_С_Сайтов
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

14 минуты назад, resurection сказал:

 Собаки и кошки они не пугаются людей , они не бегают и не скрываются , они всегда смотрят тебе в глаза , они не озлобленные , они добрые , они реально знают и понимают что с ними здесь никто и ничего плохого не сделает , у них мне кажется уже на генном уровне образовалась или регенирировалась хромосома под названием "доверяй человеку" .

 

Дааа :biggrin:

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Emil33 сказал:

если сытые и никто палкой или камнем не бросает - зачем они будут кусаться

 

Собаки атакуют когда сытые, здоровые и небиты.

Атакующие людей собаки всегда бодры и сильны (хвост поднят) и крупного размера.

 

Таким образом, утверждение собачников что "собака бывает кусачей от жизни собачей" противоречит фактам, и связано с тем, что такие собачники не понимают ни животных, ни природу, как правило их глупость проявляется вообще во всём.

 

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Как раз сейчас сама в Стамбуле, в ортакое. Действительно, отношение к домашним животным тут совершенно отличное от Баку. Почти у каждого магазина - свой питомец. Собака или кошка. Никто их не гонит. Заходит человек в магазин-старательно обходит лежащую посередине котяру. Никто, как у нас...а пший...не кричит)) 

Ни о каких убийствах и отловах собак речь идти не может! 

Щас тут на теме конечно многие напишут, а как же бешеные собаки, расскажут миллион случаев нападений на человека, но...знаете...это лишь говорит, что мы не так развиты, как турки

Edited by Grafika
  • Like 2
  • Confused 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Grafika сказал:

Как раз сейчас сама в Стамбуле, в ортакое. Действительно, отношение к домашним животным тут совершенно отличное от Баку. Почти у каждого магазина - свой питомец. Собака или кошка. Никто их не гонит. Заходит человек в магазин-старательно обходит лежащую посередине кошек. Никто, как у нас... А пший...не горит)) 

Ни о каких убийствах и отловах собак речь идти не может! 

Щас тут на теме конечно многие напишут, а как же бешеные собаки, расскажут миллион случаев нападений на человека, но...знаете...это лишь говорит, что мы не так развиты, как турки

тут в лайф центре, в браво котенок мес 3-4 около входа ходил, видимо люди некоторые кормили и я сам пакетики ему покупал, правда подальше отводил от входа - так охранники постоянно гоняли его, наверно микроба боялись. То что вокруг все мусор бросают с чем попало и откуда попало это нормально - это стерильно

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

35 минут назад, Portugaletc сказал:

Хочу стать котом и жить в Стамбуле...

 

И это пишет местный авторитет и борец за права прелетариев?

А как же возрождение  Великого Мицраима (СССР)  и Азербайджанской Советской Сверхдержавы с  заводом кондиционеров? Великих Бакинцев кто возраждать будет собирая их из баров и борделей?

Продался подстилкам пендосов и капиталистам?

kl-bana.thumb.jpg.9445b8e7cce5920e0b6aa30e44a22fcf.jpg

Edited by Peregrine
  • Haha 3
Link to comment
Share on other sites

44 минуты назад, Peregrine сказал:

 

И это пишет местный авторитет и борец за права прелетариев?

А как же возрождение  Великого Мицраима (СССР)  и Азербайджанской Советской Сверхдержавы с  заводом кондиционеров? Великих Бакинцев кто возраждать будет собирая их из баров и борделей?

Продался подстилкам пендосов и капиталистам?

kl-bana.thumb.jpg.9445b8e7cce5920e0b6aa30e44a22fcf.jpg

а почему вы решили, что бакинцев надо искать в барах и борделях?)

  • Haha 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

в Баку отношение к животным тоже очень хорошее. во многих дворах подкармливают кошек. Раньше собак тоже кормили, но из-за периодической агитации в СМИ их стали бояться). А государство плохо относится - тему об этом почему-то закрыли

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Said сказал:

в Баку отношение к животным тоже очень хорошее. во многих дворах подкармливают кошек. Раньше собак тоже кормили, но из-за периодической агитации в СМИ их стали бояться). А государство плохо относится - тему об этом почему-то закрыли

Собак тоже подкармливают,в каждом дворе есть парочка дворняжек,которых любят все жители ,я сама и собакам, и кошкам корм покупаю 

Link to comment
Share on other sites

На 4 снимке  судя по позе точно я .:facepalm:

 

Гарным долан кими я в этой позе в любом месте могу уснуть )))

 

Несколько дней назад Товузда ресторанда йедим ичдим няи вар ээээ

 

Сыну говорю если я здесь посплю они не обидЯтььсяяя 

 

Йазыг ушаг деийр вставай сян Аллах в Баку приедем выспишься ))))))

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Emil33 сказал:

тут в лайф центре, в браво котенок мес 3-4 около входа ходил, видимо люди некоторые кормили и я сам пакетики ему покупал, правда подальше отводил от входа - так охранники постоянно гоняли его, наверно микроба боялись. То что вокруг все мусор бросают с чем попало и откуда попало это нормально - это стерильно

 

У нас тоже любят кошек собак сама не раз вижу как люди в городе их подкармливают. правда до Стамбула нам еще далеко 

Link to comment
Share on other sites

ну вот то что кошки лежат на столе в кафе это уже перебор. Я тут тоже в кафе сидел как-то смотрю кошку хозяин гоняет я ему сделал замечание. Кошке бросил поесть. Бросил раз, два смотрю уже опять требует. Не дал так она на ногу прыгнула агрессивно. Хозяин говорит ну что нравится. Так что на голову их сажать тоже не надо

Link to comment
Share on other sites

Неделю оставались на Беюкада, там кошек до фига. Сидим в кафе, пришел хвостик. Дала ему покушать, короче, сама не поела, но кошка насытилась вдоволь. В конце нагло прыгнула мне на колени и лежала. Я попыталась ее ласково погладить, так она меня хорошенько цапнула. Ну я ее прозвала "Армянская кошка" С тех пор мелкая когда хочет погладить кошку спрашивает : "Мам, это армянская кошка ? " Видели бы вы удивленные лица прохожих, которые слышали этот вопрос ))

  • Haha 3
Link to comment
Share on other sites

Никаких блох на них нет) За ними следят, они все привиты и продезинфицированы.

Огромные собаки (и не только в СтаМбуле, в Турции в целом) валяются посреди кафешек даже, и никто не посмеет нарушить их покой - все обходят) Абсолютно безобидные) Даже, я бы сказала, безразличные огромные собаки) (Как мне объяснили, им дают успокоительное, что-то вроде того).

У входа во многие магазины стоят миски с кормом.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

41 минуту назад, Monsegneur сказал:



Я так понимаю, многие хотят такого в Баку.
 

 Знаешь, Ильяс, смотря со стороны нравится. Но когда представляешь у нас - стрёмно) Всё-равно, собака есть собака- тем более уличная. Не знаешь что у неё  на уме в тот или иной момент🙄 Да, и кошка тоже, может поцарапать) Короче, гладить нежелательно, я считаю. 

Link to comment
Share on other sites

 Знаешь, Ильяс, смотря со стороны нравится. Но когда представляешь у нас - стрёмно) Всё-равно, собака есть собака- тем более уличная. Не знаешь что у неё  на уме в тот или иной момент[emoji849] Да, и кошка тоже, может поцарапать) Короче, гладить нежелательно, я считаю. 


Кто же спорит с этим, Аля? Животным не место на городских улицах. Они должны жить или у человека дома, или в зоопарке или в природе.

И ничего красивого в лохматой псине или в кошке, развалившихся на столе или диване в кафе или ресторане я не вижу. Это антисанитария! Даже домашним кошкам и собакам хозяева не позволяют залезать в постель, на стол, на диван и т.д., хотя они все чистые, купаные, расчесанные, подстриженные и т.д.
  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, resurection said:

Простите что озаглавила топик на английском , согласитесь что "животные Станбула" звучало бы неадекватно и породило бы ряд кривотолков .

 

Для англоязычных The animals of Istanbul звучит точно так же двусмысленно.

Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, resurection said:

это состояние души . Стояла недавно рядом с Hagia Sophia и не могла поверить что эти стены таят в себе историю длиною в 1500 лет  .

у меня такое  ощущение только когда стою на верху Девичьей башни - и я знаю что это МОЙ город и я в НЁМ родился, никакие истанбулы, барселоны, парижы с этим никогда не сравятся. тогда спросите вы а чё тогда на таитит уехал? а правильно сделал! значит надобыло и уехал, миллионы туда сюда едут - но такое состояние души   оставляют родному городу.

 

Баку кстати не менее 2000 лет :)

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, Boob said:

 

Для англоязычных The animals of Istanbul звучит точно так же двусмысленно.

 

Я знаю английский не хуже носителей языка . Изучала его в Лондоне , довольно долго . Прекрасно вникаю в написанное . Написала The animals , а не An animal и с маленькой буквы чтобы ещё не дай Бог подумали о тибьюте группы the animals в Станбуле . Успехов в изучении языка .

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, VisitAzerbaijan said:

у меня такое  ощущение только когда стою на верху Девичьей башни - и я знаю что это МОЙ город и я в НЁМ родился, никакие истанбулы, барселоны, парижы с этим никогда не сравятся. тогда спросите вы а чё тогда на таитит уехал? а правильно сделал! значит надобыло и уехал, миллионы туда сюда едут - но такое состояние души   оставляют родному городу.

 

Баку кстати не менее 2000 лет :)

 

Баку чуть больше 2 000 лет , перечитывала книгу Сары Ашурбейли на одном дыхании . И кстати Станбул с 1930 года, ранее Константинопль , а до Константинопля существовал с 7 века до нашей эры как Византийская колония - за долго до того как   Константин великий в 4 веке начал там большое строительство . Это значит ему около 3 000 с лишним лет .

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Said сказал:

в Баку отношение к животным тоже очень хорошее. во многих дворах подкармливают кошек. Раньше собак тоже кормили, но из-за периодической агитации в СМИ их стали бояться). А государство плохо относится - тему об этом почему-то закрыли

Гос кому хорошо относится?!))

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Hamburger said:

А почему СтаНбул

 

По теме: Vodafone устанавливает в Стамбуле перед каждым своим шопом вот такую вот кормушку для собак 

 

54msYhlA.thumb.jpeg.4e98ef062faaf34f296ff363c1939a38.jpeg

 

Наверное потому что живу здесь и называем мы его IstaNbul -) буква N так и просится чередоваться 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

11 hours ago, resurection said:

 

Я знаю английский не хуже носителей языка . Изучала его в Лондоне , довольно долго . Прекрасно вникаю в написанное . Написала The animals , а не An animal и с маленькой буквы чтобы ещё не дай Бог подумали о тибьюте группы the animals в Станбуле . Успехов в изучении языка .

An animal это одно какое-то животное (в прямом или переносном смысле). А the animals of - конкретные животные (в прямом или переносном смысле), в данном случае Стамбула.

 

You're an animal! довольно идиоматичное выражение, так же как и в русском и азербайджанском ("vəhşisən") и наверное почти во всех языках такое есть.

Edited by Boob
Link to comment
Share on other sites

бродячим собакам нечего делать на улицах. Это потенциальная опасность как минимум для детей.

надо как в штатах, забирать в шелтеры,  там уже искать новых хозяев или усыплять, а не выпускать с биркой обратно на улицы с чувтсвом выполненного долга.

Link to comment
Share on other sites

11 hours ago, Boob said:

An animal это одно какое-то животное (в прямом или переносном смысле). А the animals of - конкретные животные (в прямом или переносном смысле), в данном случае Стамбула.

 

You're an animal! довольно идиоматичное выражение, так же как и в русском и азербайджанском ("vəhşisən") и наверное почти во всех языках такое есть.

 

Мне лень стала писать самой вам ответ , просто соскриншотила ответ гугла

f1066bc3979e.png

 

Выражение you're animal or beast - это давно уже похвала .

жалко ваш пост зелёные не видят , а то бы сейчас тут ваш рейт засверкал бы красным цветом 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...