Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Ведущего BBC уволили за твит о сыне принца Гарри и Меган Маркл. Он сравнил ребенка с обезьяной


Recommended Posts

Ну им сложно это переварить. В королевской семье ,да ещё и наполовину афроамериканец.А так, старший брат с женой очень приятная пара.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Evridika сказал:

А мне Меган нравится,она с характером). Во дворце, наверное, с ней стало веселее.

Мне она кажется такой искуственной. Манера говорить, её "покорный" взгляд, то как она смотрит на Гарри, или как она всю беременность фотографировалась обнимая рукой живот))) это все очень наигранно смотрится. Актриса она хорошая, судя по тому как охмурила прынца, но не совсем профи. 

 

  • Like 2
  • Haha 2
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, M@Mas сказал:

На 1/2 . Мать ее темная . 

 

Там давно у всех крыша поехали на теме политкорретности. Уже не пошутишь что бы кто нибудь на свой счет не принял. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, haEmatoLogist сказал:

А почему так надо было? Теперь во дворце будет бегать маленький метис. :) Кто бы мог подумать... Честно говоря, мне жаль и Кейт, и Меган, приходится плясать под дудку королевы, ещё и грызутся между собой.

ну клеймо этой Симпсон до сих пор висит на семье, а тут все сразу и разведенная и цвет кожи и Американка)) Пикирляш дяя)) 

Он встречался и был безумно влюблен в Натали Имбрулью, о хара бу хара)) не так даа)) 

Link to comment
Share on other sites

 

Я бы предложил в виде наказания назначить этого быдло-журналиста официальным представителем семьи Гарри и Меган + новорожденный. Пусть освещает жизнь ребенка в СМИ. :shum_lol:

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, islander сказал:

В Азербайджане, между прочим, тоже немало расистов.

 

Я рос в Советском Союзе, где всегда подчеркивалось равенство рас. Нам прививали с детства, что нехорошо судить о людях по цвету кожи, по глазам и т.д.

 

Но вот в последние лет, наверное, 10-15 однобокая толерантность начала меня порядком раздражать.

 

Вот спрашивается, почему, когда чернокожий требует, чтобы Человек-Паук был чернокожим - то это круто, и белые этому апплодируют?   Но вот почему-то белым и в голову не придет переснимать фильмы только из-за того, что главным героем в этих фильмах был, скажем, Эдди Мерфи.  И если даже какой-нибудь белый заикнется об этом, то его тут же объявлят расистом.  Почему?

Edited by Mr. TANNER
  • Like 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Он высказал мнение большинства британцев, которые об просто молчат. Уверяю вас, многие поржали от души и сказали, что у чувака железные яйки.

Edited by Стратосфера.
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Biz o faciəni lap belə faciə etməməliyik. Oldu, elə bil bir külək idi, bir şey idi, bir film idi baxdıq, getdi-а на наших телеканализациях за такие слова о горе не увольняют

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Messina сказал:

ну клеймо этой Симпсон до сих пор висит на семье, а тут все сразу и разведенная и цвет кожи и Американка)) Пикирляш дяя)) 

Он встречался и был безумно влюблен в Натали Имбрулью, о хара бу хара)) не так даа)) 

Нет, я, конечно, могу предположить, что Королева хочет реанимировать своё доброе имя в глазах британской общественности, но ведь британцы не любят Меган. И зачем это нужно было Гарри? Принц Уильям тоже не особо любит жену, она такая красотка была, когда выходила замуж - яркая, обаятельная, с огоньком в глазах. А сейчас унылая, усталая, да ещё и требуют, чтобы каждый год по наследнику рожала.:faceoff:

Link to comment
Share on other sites

Просто представила если бы кто то из наших осмелился посягнуть на....))))))Четвертовали бы....и в ссылку на 10 лет.Хорошо что хоть уволили...

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, Mr. TANNER said:

Но вот в последние лет, наверное, 10-15 однобокая толерантность начала меня порядком раздражать

 

 

В США она начала раздражать уже самих черных. В беседах со многими из них я уже неоднократно слышал, что их смущает и непонятно стремление выпячивать "черноту" везде и повсеместно.

 

Разговоры идут исключительно на бытовом уровне, вслух об этом они не говорят - боятся остракизма со стороны своих собратьев. 

 

 

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, haEmatoLogist сказал:

Нет, я, конечно, могу предположить, что Королева хочет реанимировать своё доброе имя в глазах британской общественности, но ведь британцы не любят Меган. И зачем это нужно было Гарри? Принц Уильям тоже не особо любит жену, она такая красотка была, когда выходила замуж - яркая, обаятельная, с огоньком в глазах. А сейчас унылая, усталая, да ещё и требуют, чтобы каждый год по наследнику рожала.:faceoff:

Гарри не наследник престола, поэтому его и пустили в расход) 

Принцы воспитывались по принципу надо,  а не хочу) Но Кейт же вроде с ним долго встречалась, он мне кажется больше похож на отца.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, haEmatoLogist сказал:

Нет, я, конечно, могу предположить, что Королева хочет реанимировать своё доброе имя в глазах британской общественности, но ведь британцы не любят Меган. И зачем это нужно было Гарри? Принц Уильям тоже не особо любит жену, она такая красотка была, когда выходила замуж - яркая, обаятельная, с огоньком в глазах. А сейчас унылая, усталая, да ещё и требуют, чтобы каждый год по наследнику рожала.:faceoff:

Читала что у Гарри обида за мать , и бабке пришлось бы смирится с его выбором , а тут мегашка ухватилась за него мертвой хваткой ( но я бы тоже ухватилась 😂

То что не было соблюдено всех adet-enene по презентации Арчи , не было доков с подписями королевских гинекологов , и самое пикантное малыш без титула , говорит от том что бабка держит всех в тонусе . Не получится у  мегашки помахать королевским наследником . 

А катька с появлением мегашки ещё более выделяется в лучшую сторону. И своя , и из семьи и будущая королева . 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, M@Mas сказал:

Читала что у Гарри обида за мать , и бабке пришлось бы смирится с его выбором , а тут мегашка ухватилась за него мертвой хваткой ( но я бы тоже ухватилась 😂

То что не было соблюдено всех adet-enene по презентации Арчи , не было доков с подписями королевских гинекологов , и самое пикантное малыш без титула , говорит от том что бабка держит всех в тонусе . Не получится у  мегашки помахать королевским наследником . 

А катька с появлением мегашки ещё более выделяется в лучшую сторону. И своя , и из семьи и будущая королева . 

Вот это, кстати, интересный момент, у малыша нет титула, хотя у остальных трёх правнуков есть.

Катеньку все равно жалко, у неё в последнее время в глазах вся скорбь недоедающих в Африке. Видно, что не очень-то и счастлива в браке герцогиня.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, haEmatoLogist сказал:

Вот это, кстати, интересный момент, у малыша нет титула, хотя у остальных трёх правнуков есть.

Катеньку все равно жалко, у неё в последнее время в глазах вся скорбь недоедающих в Африке. Видно, что не очень-то и счастлива в браке герцогиня.

Да , читала , что мол гарри сам не захотел . Но не верю , там Меган разорвала бы его , женщина она тщеславная и не позволила бы расти сыну без титула . Тут баб Лиза постаралась , и дала понять что родили себе они ребёночка и чудненько .

А катька, да , сдала . Поговаривают муж гуляет , мож поэтому . 

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

42 минуты назад, Messina сказал:

Гарри не наследник престола, поэтому его и пустили в расход) 

Принцы воспитывались по принципу надо,  а не хочу) Но Кейт же вроде с ним долго встречалась, он мне кажется больше похож на отца.

Гарри отнюдь не похож на человека, который бы дал пустить себя в расход, возможно, на зло бабуле женился. Он копия отец, и доводит Кейт, как Чарльз Диану.

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, M@Mas сказал:

Да , читала , что мол гарри сам не захотел . Но не верю , там Меган разорвала бы его , женщина она тщеславная и не позволила бы расти сыну без титула . Тут баб Лиза постаралась , и дала понять что родили себе они ребёночка и чудненько .

А катька, да , сдала . Поговаривают муж гуляет , мож поэтому . 

У них там и внуки без титулов, двоюродные братья и сестры Гарри и Уильяма, не говоря уже про правнуков. Титул вроде идет по первенству наследников, вторым и другим не передается

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Monsegneur сказал:

В США она начала раздражать уже самих черных. В беседах со многими из них я уже неоднократно слышал, что их смущает и непонятно стремление выпячивать "черноту" везде и повсеместно.

Разговоры идут исключительно на бытовом уровне, вслух об этом они не говорят - боятся остракизма со стороны своих собратьев. 

 

Мне очень понравился сериал, в котором она снялась, и наверное, она именно после него и стала популярной.

Но обратил внимание, что подавляющее большинство  отрицательных героев были в этом сериале именно белые... 

Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, Mr. TANNER said:

 

Я рос в Советском Союзе, где всегда подчеркивалось равенство рас. Нам прививали с детства, что нехорошо судить о людях по цвету кожи, по глазам и т.д.

 

Но вот в последние лет, наверное, 10-15 однобокая толерантность начала меня порядком раздражать.

 

Вот спрашивается, почему, когда чернокожий требует, чтобы Человек-Паук был чернокожим - то это круто, и белые этому апплодируют?   Но вот почему-то белым и в голову не придет переснимать фильмы только из-за того, что главным героем в этих фильмах был, скажем, Эдди Мерфи.  И если даже какой-нибудь белый заикнется об этом, то его тут же объявлят расистом.  Почему?

Видите ли, в том и дело, что Вы выросли в СССР, и "однобокой толерантности" как раз 10-15 лет. А до них были века рабства. Да, можно долго рассуждать на тему, что в рабство продавали свои же соплеменники, но тем не менее. Еще два поколения назад их линчевали, они не могли сидеть впереди в автобусе. Да и бытовой расизм все равно никуда не делся. Так что идет процесс адаптации, долгий и болезненный.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Нытик Natiq сказал:

У меня есть одна несбыточная мечта - ущипнуть его за щеку)

 У него затылок подзатыльника просит)))

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, haEmatoLogist сказал:

Гарри отнюдь не похож на человека, который бы дал пустить себя в расход, возможно, на зло бабуле женился. Он копия отец, и доводит Кейт, как Чарльз Диану.

Ай гыз, оларнан бёюмющям э билирям!)))

Link to comment
Share on other sites

On 5/10/2019 at 8:51 AM, Assembler said:

Ведущий британской радиостанции BBC 5 Live Дэнни Бейкер был уволен за твит, в котором сравнил новорожденного сына принца Гарри и герцогини Сассекской Меган Маркл с обезьяной. Об этом сообщает BBC.

Бейкер 8 мая выложил в твиттере черно-белое фото, на котором изображены женщина, держащая за лапу шимпанзе в одежде, и мужчина. Снимок был подписан «Королевский ребенок покидает больницу». Подписчики Бейкера обвинили его в расизме, и вскоре ведущий удалил твит.

Корпорация BBC заявила, что Бейкер допустил «серьезную ошибку» и что его запись противоречит ценностям компании. «Дэнни прекрасный ведущий, но больше не будет работать в нашем еженедельном шоу», — заявили в корпорации.

Сам ведущий в разговоре со Sky News назвал свой твит «идиотской ошибкой» и заявил, что он не расист. Он заявил, что хотел сравнить королевскую семью с «цирковыми животными в шикарной одежде», но его шутку интерпретировали иначе.

Сын принца Гарри и его супруги герцогини Сассекской Меган Маркл родился 6 мая. Его назвали Арчи Гаррисон Маунтбеттен-Виндзор. Принц Гарри и Меган Маркл впервые показали ребенка публике 8 мая.

 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¼ÐµÐ³Ð°Ð½ маÑкл

И его просто уволили, представляете?))

Интересно то что в такой продвинутой стране никто не вступился за ущемленные права обезьяны, там вроде есть общества защиты животных.

Link to comment
Share on other sites

20 hours ago, Monsegneur said:

 

 

В США она начала раздражать уже самих черных. В беседах со многими из них я уже неоднократно слышал, что их смущает и непонятно стремление выпячивать "черноту" везде и повсеместно.

 

Разговоры идут исключительно на бытовом уровне, вслух об этом они не говорят - боятся остракизма со стороны своих собратьев. 

 

 

В США расизма больше, чем в Британии. Неофицального, конечно.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

16 minutes ago, martinika said:

А с каких это пор  обезьяны ассоциируются только с чернокожими? Белые  люди от них же произошли.

image.jpeg.1e8d9d1738329332aabdda3d2fded137.jpeg

шутки с чернокожими и обезьянами - табу. Будешь расистом.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Fleur сказал:

Видите ли, в том и дело, что Вы выросли в СССР, и "однобокой толерантности" как раз 10-15 лет. А до них были века рабства. Да, можно долго рассуждать на тему, что в рабство продавали свои же соплеменники, но тем не менее. Еще два поколения назад их линчевали, они не могли сидеть впереди в автобусе. Да и бытовой расизм все равно никуда не делся. Так что идет процесс адаптации, долгий и болезненный.

 

Нет в мире расы, представители которой не попадали в рабство.  Нет.  Но именно чернокожей расе в этом вопросе отдают предпочтение.  С чего бы?  И сколько еще нужно извиняться, заглаживать вину?

И почему от этого должны страдать теперь представители остальных рас?  Чтобы потом и перед ними извинялись?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...