Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Почему люди переходят на личности в споре


Recommended Posts

13 минуты назад, Zhalya Abiyeva сказал:

Во многих спорах опытные демагоги для доказывания своих доводов прибегают к такому приёму как «переход на личности». Таким образом, он сдвигает фокус с сути вопроса и рассуждение на конкретную персону, с которой он ведёт спор. Как правило, это происходит после того, как суть спора и аргументация себя исчерпали. В большинстве своём переходам на личности свойственны оскорбления.

 

Переход на личности: суть, задачи и типы

Цель «перехода на личность» - это создание негативного мнения о личности противника. С помощью этого приёма можно убедить свидетелей и окружающих в том, что оппонент лицемерный человек, который недобросовестно ведёт спор и вообще ему нельзя обсуждать такие вещи. Можно также доказать, что доводы оппонента в силу его низкого авторитета не должны внушать доверия.

Подобный приём, конечно же, может быть эффективным, но только в том случае, если публика плохо разбирается в логическом мышлении. Люди, на которых оказывает влияние переход на личности, не могут подвергать анализу конкретные доводы. Для них правильное мнение принадлежит тому, кто имеет больший авторитет.

Существует три вида «перехода на личности»:

Переход на личности. В этой ситуации совершаются нападки на человека, они содержат грубую критику и оскорбления, явные или замаскированные.

И ты тоже. Оппонента пытаются уличить в лицемерии, так как он действует против своего аргумента.

Поиск личного мотива. Человека пытаются уличить в том, что его точка зрения продиктована не объективными причинами или логикой, а его личными обстоятельствами. В таком случае оппонента можно признать предвзятым.

 

Источник: http://www.reina-sophia.ru/

 

"Переход на личности — это способ раздавить оппонента, но не опровергнуть его точку зрения. Притом способ нечестный. А нечестная победа хуже честного поражения".

—  Vremena goda (Анна Борисова)

 

Так всегда было и  будет.Жаля вам нужно семью создать,честно.

  • Thanks 1
  • Haha 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Zhalya Abiyeva сказал:

Во многих спорах опытные демагоги для доказывания своих доводов прибегают к такому приёму как «переход на личности». Таким образом, он сдвигает фокус с сути вопроса и рассуждение на конкретную персону, с которой он ведёт спор. Как правило, это происходит после того, как суть спора и аргументация себя исчерпали. В большинстве своём переходам на личности свойственны оскорбления.

 

Переход на личности: суть, задачи и типы

Цель «перехода на личность» - это создание негативного мнения о личности противника. С помощью этого приёма можно убедить свидетелей и окружающих в том, что оппонент лицемерный человек, который недобросовестно ведёт спор и вообще ему нельзя обсуждать такие вещи. Можно также доказать, что доводы оппонента в силу его низкого авторитета не должны внушать доверия.

Подобный приём, конечно же, может быть эффективным, но только в том случае, если публика плохо разбирается в логическом мышлении. Люди, на которых оказывает влияние переход на личности, не могут подвергать анализу конкретные доводы. Для них правильное мнение принадлежит тому, кто имеет больший авторитет.

Существует три вида «перехода на личности»:

Переход на личности. В этой ситуации совершаются нападки на человека, они содержат грубую критику и оскорбления, явные или замаскированные.

И ты тоже. Оппонента пытаются уличить в лицемерии, так как он действует против своего аргумента.

Поиск личного мотива. Человека пытаются уличить в том, что его точка зрения продиктована не объективными причинами или логикой, а его личными обстоятельствами. В таком случае оппонента можно признать предвзятым.

 

Источник: http://www.reina-sophia.ru/

 

"Переход на личности — это способ раздавить оппонента, но не опровергнуть его точку зрения. Притом способ нечестный. А нечестная победа хуже честного поражения".

—  Vremena goda (Анна Борисова)

 

 

Тут палка о двух концах.

Есть случаи исключения.

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, Пофигист.013 said:

Я не перехожу , просто напоминаю кто он есть на самом деле 😂

Ну, можно и так называть уточнение армянского происхождения оппонента. Можно также прибавлять к его нику окончания -ян, -янц или приставку Тер-. Тоже весьма эффективно.

  • Like 2
  • Haha 1
  • Downvote 3
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Бакунин сказал:

Лично я при переходе на личность обычно обвиняю оппонента в армянском происхождении. Действует наповал. После этого опозоренный оппонент уползает и спор прекращается.

 

Обломыч, помню помню... На имишлинских ребят, это действует безотказно...:rofl::appl:

  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Иногда думаю дай зайду в ковидную тему, почитаю тревожные новости) 

И как не зайду туда - там не то что переходят на личности, там постоянно день и ночь сруцца ) А из-за того что не читаю и не знаю кто из какого лагеря, за что топит и казнит оппонента - становится неинтересно и все удовольствие от чтения тревожных новостей и неудачах в борьбе с вирусом пропадает) Бу беля... Теперь подождём что напишет Ундина ханум про личности и переходы) Не пешеходные)

 

  • Like 1
  • Haha 7
Link to comment
Share on other sites

все определяет цель.. если она заключаетя в достучаться до правды, то можно подискусировать аппелируя аргументами.. из моих наблюдений, как правило, что в жизни что онлайн - у нас в обществе преобладает именно метод принижения собеседника, ради мнимой "победы".. какие то кривые основы легли в наше восприятие реальности, истины.. и это везде, в разных проявлениях.. 

 

п.с. почему-то вспомнил диалог многлетней давности свидетелем которого я случайно оказался.. он: таныш олмаг олар

она: йох..

он: г*хбя :facepalm:

  • Like 1
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Uska2 сказал:

Переходят на личность - потому что востиппние/НЕвоспитание такое .

 

Отсутствие воспитания) Прикалывает когда человек, сыпающий матом и оскорблениями, последними словами, в другое время балаболит про свои идеальные отношения в семье, с родителями, с тестем/тещей/гайнана/гайната/кошка-собака во дворе. Сама невинность и ангел небесный :evilgrin1:

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, M.I.K сказал:

все определяет цель.. если она заключаетя в достучаться до правды, то можно подискусировать аппелируя аргументами.. из моих наблюдений, как правило, что в жизни что онлайн - у нас в обществе преобладает именно метод принижения собеседника, ради мнимой "победы".. какие то кривые основы легли в наше восприятие реальности, истины.. и это везде, в разных проявлениях.. 

 

п.с. почему-то вспомнил диалог многлетней давности свидетелем которого я случайно оказался.. он: таныш олмаг олар

она: йох..

он: г*хбя :facepalm:

твой пример - самоутверждение за счет унижения другого. Да, это комплексы в первую очередь, дико низкая самооценка)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Just now, Безе74 said:

твой пример - самоутверждение за счет унижения другого. Да, это комплексы в первую очередь, дико низкая самооценка)

 

у меня друг близкий - большой начальник, образованый, мир видел.. именно так и спорит и разговаривает.. я указываю ему на этот момент - он не спорит, знает что как облупленного его знаю.. вроде понимает о чем я, что не красит его этот стиль - но опять и опять, мнимая победа, любым путем, даже нечистоплотным..  

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, M.I.K сказал:

 

у меня друг близкий - большой начальник, образованый, мир видел.. именно так и спорит и разговаривает.. я указываю ему на этот момент - он не спорит, знает что как облупленного его знаю.. вроде понимает о чем я, что не красит его этот стиль - но опять и опять, мнимая победа, любым путем, даже нечистоплотным..  

в самообмане находит утешение))

Link to comment
Share on other sites

- Зачем кулек с мусором в блоке оставляешь? До мусорки 50 метров.

- Сян ким сян мяня сёз деирсян?

- Мян дя мусор.

- Извини брат, хотел пойти выбросить, жена позвала, забыл...

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, Maikl Smitt said:

- Зачем кулек с мусором в блоке оставляешь? До мусорки 50 метров.

- Сян ким сян мяня сёз деирсян?

- Мян дя мусор.

- Извини брат, хотел пойти выбросить, жена позвала, забыл...

 

никогда не пойму этот самый распространенный аргумент.. 

 

- ханым, зяхмыт олмаса нёвбяйя дурун..

- сян кимсян ки мяня сёз дейирсян.. и в слезы.. :facepalm:

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, M.I.K сказал:

никогда не пойму этот самый распространенный аргумент.. 

 

- ханым, зяхмыт олмаса нёвбяйя дурун..

- сян кимсян ки мяня сёз дейирсян.. и в слезы.. :facepalm:

 

Об этом и тема ТС. Переход на личность. Особенно если не прав.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Нытик Natiq сказал:

Иногда думаю дай зайду в ковидную тему, почитаю тревожные новости) 

И как не зайду туда - там не то что переходят на личности, там постоянно день и ночь сруцца ) А из-за того что не читаю и не знаю кто из какого лагеря, за что топит и казнит оппонента - становится неинтересно и все удовольствие от чтения тревожных новостей и неудачах в борьбе с вирусом пропадает) Бу беля... Теперь подождём что напишет Ундина ханум про личности и переходы) Не пешеходные)

 

:biggrin: Бу беля)

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Меня удивило, что Жаля Ханум эту тему открыла. Для спора   как минимум что то надо написать своими словами, услышать мнение и ответить - то есть дважды обратная реакция. И это минимум!

А какой же это спор, если нет своего мнения, как даже в этой теме, где не написано ни одной строчки от себя, а только чьи то цитаты)

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Zhalya Abiyeva сказал:

опытные демагоги

Люди, люди, опять эти людишки..))

Личность не будет спорить) на то она и Личность) Личность и дальше будет преспокойно жить своей Личной и Личностной жизнью)) 😛

  • Like 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Аквилон сказал:

Меня удивило, что Жаля Ханум эту тему открыла. Для спора   как минимум что то надо написать своими словами, услышать мнение и ответить - то есть дважды обратная реакция. И это минимум!

А какой же это спор, если нет своего мнения, как даже в этой теме, где не написано ни одной строчки от себя, а только чьи то цитаты)

Зачем перешли на Жадину личность? )

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Нытик Natiq сказал:
19 минут назад, Аквилон сказал:

А какой же это спор, если нет своего мнения, как даже в этой теме, где не написано ни одной строчки от себя, а только чьи то цитаты)

Зачем перешли на Жадину личность? )


Ну если есть цитата и даже ссылка, и нет ни одной строчки от себя - то это точно не переход на личность, а констатация факта)

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Аквилон сказал:

Вы считаете, что она Жадина?) 

Сорри. Т9 проклятый) Жаля наоборот добрейшей души человек) 

Причем она одна из двух. Первый - Сумерки :laugh:

Edited by Нытик Natiq
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Нытик Natiq сказал:

Сорри. Т9 проклятый) Жаля наоборот добрейшей души человек) 

Ундина так не считает:secret:

 

75485.gif

  • Haha 9
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Нытик Natiq сказал:

Сорри. Т9 проклятый) Жаля наоборот добрейшей души человек) 

Причем она одна из двух. Первый - Сумерки :laugh:


Не очень понял - о чем вы? Ночной дозор что ли?) Темные силы или вампиры, о чем речь?)

Link to comment
Share on other sites

Обычно люди без аргументов, знаний и воспитания переходят на личность, так им легче. Более менее "толерантные" минусуют без аргументов ил же есть дежурный "железный" аргумент, "иди историю почитай":faceoff:.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Аквилон сказал:


Не очень понял - о чем вы? Ночной дозор что ли?) Темные силы или вампиры, о чем речь?)

Всё правильно о вампирах) Но не будем оффтопить и вернёмся к Жале, т.е. к её теме)

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Нытик Natiq сказал:

Всё правильно о вампирах) Но не будем оффтопить и вернёмся к Жале, т.е. к её теме)

Обозвали Жалю вампиршей из сумерек, а теперь предлагаете вернуться к ее теме?))

Link to comment
Share on other sites

Абыева, а почему две одинаковые темы? На РиФ никто не отреагировал? Плюсики и восхваления  не получила?:smile: 

Когда человек кричит о переходе на личность,как делаешь ты,это показатель высокомерного и самодовольного человека, недовольного малейшей критикой и правдой в свой адрес. Ты и твои идолы, которым ты поклоняешся и тыкаешь их публике каждый раз,не истина в последней инстанции. Один раз отведи свои глаза от лицезрения себЯ и оглянись, все люди разные с разным мнением:smile:

  • Upvote 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, Аквилон сказал:

Обозвали Жалю вампиршей из сумерек, а теперь предлагаете вернуться к ее теме?))

У Абыевой тактика такая. Подкидывает провокацию и прячется, а после того как всё закончилось, вылезает на тему. Причем сценарий своих действий она из года в год повторяет))

Edited by Undi_na
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Undi_na сказал:

Подкидывает провокацию и прячется,


Ну если вы знаете, что это провокация, зачем реагируете) А то получается, что каждый раз, когда вы получаете бан, она там хихикает, и, естественно, вам это очень не нравится.
Но как выходите из бана, новая тема и вы опять наступаете на те же грабли, и опять она хихикает, восклицая -во благо!)

  • Like 3
  • Haha 4
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Аквилон сказал:


Ну если вы знаете, что это провокация, зачем реагируете) А то получается, что каждый раз, когда вы получаете бан, она там хихикает, и, естественно, вам это очень не нравится.
Но как выходите из бана, новая тема и вы опять наступаете на те же грабли, и опять она хихикает, восклицая -во благо!)

Тогда это прекрасный повод задуматься всем,кто на самом деле эта Абыева. И подчёркнутое точно не делает чести Абыевой,ибо этим самым она обесценивает себя... просто ниже плинтуса обесценивает. 

 

Неужели вы думаете меня задевает бан или балл или чьё то анорексичное хихиканье.Давно пройденный этап:romashka:

Link to comment
Share on other sites

Только что, Undi_na сказал:

Тогда это прекрасный повод задуматься всем,кто на самом деле эта Абыева. И подчёркнутое точно не делает чести Абыевой,ибо этим самым она обесценивает себя... просто ниже плинтуса обесценивает. 

 

Неужели вы думаете меня задевает бан или балл или чьё то анорексичное хихиканье.Давно пройденный этап:romashka:


Ну я предположил) Не факт, что это провокация и она обязательно хихикает)

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...